Духовные зарубки

 

Гродненский  Рождество-Богородичный ставропигиальный женский монастырь имеет давнюю и поучительную историю. Монастырский комплекс расположен на месте древнего православного Пречистенского соборного храма, считающегося  ровесником  Коложской Борисо-Глебской церкви. Первоначально Пречистенский храм был деревянным, но на рубеже XV–XVI вв. он уже имел каменные стены. С 1565 г. при храме существовал госпиталь для убогих и богадельня, на содержание которых по распоряжению Сигизмунда II Августа и Стефана Батория отчислялись деньги из дохода королевских имений. Кроме того, Пречистенская церковь наряду с другими четырьмя православными храмами г. Гродно (Борисо-Глебским, Воскресенским, Троицким и Крестовоздвиженским) получила земельные владения в Ольшанском урочище. Пречистенский храм, как и другие православные приходы Гродно, подчинялся Туровским епископам, а с рубежа XIV и XV вв. – непосредственно Киевским митрополитам. В  силу исторических обстоятельств западно-русская церковь оказалась не только в тесном соприкосновении с римско-католической церковью, но и во власти государей-католиков, испытывая на себе сильнейшее религиозно-национальное давление с их стороны. В 1596 г. часть православных епископов-ренегатов во главе с Киевским митрополитом Михаилом Рогозой согласились на церковную унию с Римом. Объявленная в октябре 1596 г. на соборе в Бресте уния явилась логическим завершением католического наступления на Православие в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой. С этого момента правящие круги Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III полностью встали на сторону униатов, переведя Православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а также передав её имущество униатам.  В 1609 г. Пречистенская церковь была передана униатам.

 В 1633 г. при Пречистенской церкви поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно. Жизнь монашествующих в униатской церкви Речи Посполитой имела совершенно иной характер: почти все монастыри были объединены в особый монашеский орден – Базилианский орден святого Иосафата (Ordo Basilianus S. Josaphat). Первоначально создание какого-либо униатского монашеского ордена не входило в планы епископов-ренегатов, принявших унию в 1596 г. Однако последующие исторические события заставили греко-католическую иерархию избрать иной путь. Дело в том, что большая часть православного монашества отказалась принять Брестскую унию. На собор 1596 г. в Брест прибыло 12 архимандритов, но только трое из них (Браславский, Лавришевский и Минский) подписали унию, остальные же участвовали в соборе православных. Да и принявшие унию монастыри еще долго оставались полупустыми. Такое монашество не могло оказать какой-либо значимой помощи в распространении унии. В связи с этим и возникла идея создания из униатского монашества хорошо организованного ордена по образцу орденов римо-католических.

  Вначале деятельность базилианской общины в Гродно не имела особого успеха (в 1641 г. в обители числилось лишь пять сестер). Посчитав причиной такого положения вещей «стиснутое положение» обители, в 1642 г. униатский митрополит Антоний (Селява) передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви вплоть до королевского замка.

 Пожары 1647 и 1654 гг. уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались. В 1720–1751 гг. по проекту итальянского архитектора Иосифа Фонтаны  III, была возведена новая каменная  церковь.  Однако уже в 1753 г. новый пожар значительно повредил монастырские строения. После надлежащих ремонтных работ в 1756 г. настоятель гродненского Коложского монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм.

 12 февраля 1839 года, в Неделю Торжества Православия, в г. Полоцке под председательством епископа Иосифа (Семашко) состоялся Собор униатского духовенства, главным деянием которого стало подписание соборного акта о воссоединении с Православной Церковью. Под соборным актом с прошением к Святейшему Синоду и императору стояли 24 подписи, принадлежавшие всем трем униатским епископам и главнейшему духовенству, а также прилагались собственноручные подписи с изъявлением желания присоединиться к Православию 1305-и униатских священников. Соборный акт был доставлен в Санкт-Петербург и передан обер-прокурору Святейшего Синода. 13 марта Синод постановил принять бывших униатов в лоно Православной Церкви, а 25 марта император Николай I утвердил это постановление, написав на документе, сообщающем о решении Синода: «Благодарю Бога и принимаю». По этому случаю была отлита памятная медаль с надписью: «Отторгнутые насилием воссоединены любовью». В настоящее время можно уверенно сказать, что воссоединение полутора миллионов униатов западных губерний Российской империи в 1839 г. явилось поворотным пунктом в истории белорусского народа.

 В 1843 г. опустевший базилианский монастырь был пребразован в  православный Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игумения Афанасия (1843-1861), прибывшая из Оршанского монастыря. К 1848 г. на добровольные пожертвования прихожан Рождество-Богородичный храм уже был капитально отремонтирован. В 1866 г. на средства, выделенные генерал-губернатором М.Н. Муравьевым, была построена вторая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. 4 октября она была освящена Брестским епископом Игнатием (Железовским). Вскоре после этого события обитель посетил император Александр II.

 7 октября 1877 г.  при настоятельстве  игумении  Никодимы, совершилось чудо обильного мироточения от Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, которое продолжалось около полугода. Часть мира была собрана в особый ковчежец в виде креста, который и доселе находится на иконе, ставшей одной из главных святынь Гродненской обители.

 В 1900 г. по решению Святейшего Синода Гродненская обитель была перенесена в урочище Красносток (тогда Гродненской губернии). Причиной такого переезда стало стесненное положение обители в г. Гродно среди узких улиц в соседстве с двумя табачными фабриками. С этого времени Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а Гродненская обитель имела статус приписной. В Красностоке при обители был организован приют для сирот, школа, сельскохозяйственное училище, аптека, амбулатория, производственные мастерские, церковное братство. Однако начавшаяся в 1914 г. Первая Мировая война разрушила весь монастырский уклад – в связи с наступением немецкой армии началась поспешная эвакуация обители в Москву. Туда же были увезены и иконы Божией Матери – Красностокская и Владимирская.

 Во время военных действий в 1915 г. храм был  сильно  поврежден, также пострадали монастырский корпус и хозяйственные постройки. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена. В 1921 г. сестры во главе с игуменией  Еленой (Коноваловой)  приняли решение о возвращении в Гродно. В это время Гродно был в составе Польской республики, поэтому  польские власти передали Красностоцкий монастырь католической церкви. Вернувшиеся из Москвы сестры,  поселились в  стенах  Гродненской обители. Во время Второй Мировой войны монастырь продолжал действовать.  

Много  потрудилась  для  обители  игумения Гавриила (Рисицкая, впоследствии  -  схиигумения), трудами которой в 1953 г. в монастыре был построен настоятельский корпус, открыты приют для детей-сирот, золотошвейная мастерская и свечной цех. Однако эта размеренная монастырская жизнь вновь была грубо прервана, на этот раз силами богоборческой власти, развернувшей в 60-е годы  наступление на Церковь Христову. Хотя в 1959 г. в монастырере проживало 58 насельниц, в 1960 г. постановлением Гродненского облисполкома монастырь был насильственно закрыт. Игумения Гавриила и 43 насельницы переселились в Жировицкий монастырь, увезя  с  собой  все  Святыни  Гродненской  обители,  в  том  числе  чудотворные иконы Божией Матери – «Красностоцкую» и  «Владимирскую-Мироточивую». 

До 1977 г. в монастырских зданиях в Гродно располагались разные учреждения, в 1977-1992 гг. размещался Белорусский государственный музей атеизма, переименованный в 1991 г. в музей истории религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись музейные экспозиции.

 В Жировицком монастыре гродненские сестры сохранили свой устав и в значительной степени поддержали немногочисленную братию, бывшую уже в весьма преклонном возрасте. Именно трудами гродненских изгнанниц в течение  более  трёх десятилетий содержались в чистоте храмы, обрабатывались монастырские угодья, исполнялось клиросное   и  иные послушания.

  10 мая  1992 г. на заседании Святого Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о возрождении Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря  и  о  назначении настоятельницы.

 1 июля того же года в  праздник  «Боголюбской» иконы  Божией  Матери, состоялось первое богослужение, которое возглавил  Высокопреосвященнейший Филарет (Вахромеев), Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. 

14 января 1993 г. был освящен восстановленный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, причем молящиеся в этот день удостоились необычного для зимнего времени небесного знамения – во время освящения храма над монастырем появилась радуга. Спустя  год  после  открытия  монастыря  1 июля 1993 года, монастырю   был  возвращен и главный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В последующие годы обители были возвращены все  монастырские здания,  расписан Рождество-Богородичный собор. 

23-25 июля 1995 г. гродненскую обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого визита настоятельница монастыря монахиня Гавриила (Глухова) была возведена Его  Святейшеством  в сан игумении. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, посетивший монастырь в 1998 г., оставил в книге почетных гостей следующую запись: «Восхищаюсь вашим мужеством и преданности великим ценностям человечества. Дай Господь вам добра, мира и счастья». 14 декабря 2002 г. постановлением Синода Белорусской   Православной Церкви монастырь получил статус ставропигиального и переведен под  непосредственное  управление Патриаршего Экзарха. В настоящее время  в  монастыре  проживают  14 монахинь; при монастыре действует православное сестричество, молодежная группа, работает  детская  Воскресная школа.  За  пределами  города  монастырь  имеет  земельный  надел,  площадью 3,2га, где  выращиваются  овощи  для  нужд  насельниц,  прихожан  и  паломников.

 Богослужения  в  монастыре совершаются  ежедневно  кроме понедельника, если на этот день не  выпадает бдение или  полиелей святому.

 

Святыни Гродненской обители:

«Владимирская-Мироточивая»  чудотворная  икона  Божией  Матери,

Ковчег с частицей Животворящего  Древа Креста Господня и частицами мощей святых угодников Божиих;

Икона преп.СЕРГИЯ  Радонежского с частицей мощей;

Икона Свт.и чуд.НИКОЛАЯ с частицей мощей;

Икона св.вмч.и целителя ПАНТЕЛЕИМОНА с частицей мощей;

Икона св.прав.МАТРОНЫ Московской с частицей мощей;

Икона св.равн.МАРИИ Магдалины с частицей мощей;

Икона св.прав.СОФИИ Слуцкой с частицей мощей;

Икона св.муч.ГАВРИИЛА Белостоцкого с частицей мощей;

Икона свв.благ.князей Муромских ПЕТРА и ФЕВРОНИИ  с  частицами мощей;

Икона преп.СЕРАФИМА Саровского с частицей мощей;

Икона свв.Виленских муч. АНТОНИЯ, ИОАННА и ЕВСТАФИЯ с частицами мощей;

Икона Свт.ТИХОНА Патриарха Московского с частицей мощей и другие...